PostHeaderIcon Вожатым

PostHeaderIcon Индивидуальность ребёнка

Каждый ребёнок индивидуален

 

Деточка, почему ты в очках???
Да потому, что все носят. Бе-е-е...


Выписка из основного закона бараньего стада.
(Статья 918, пункт 10.1, страница 1846)


Прошли советские времена, когда все ходили в одной одежде и когда ребёнка ругали за "слишком большие" серёжки в ушах, выделяющие его из общей массы.

Почему наша молодежь, имея много прекрасных качеств, уступает западной в отношении к жизни самоопределению, уважению к себе? По сравнению с западными сверстниками наши ребята более скованы, подавлены и зависимы. Чаще всего они малоактивны и малоинициативны, ждут чужой указки и не способны отстоять собственное мнение. Это результаты воспитания. Дети выполняли требования без самостоятельных решений.
Именно советское "можно" и "нельзя" сделало целое поколение людей зависимыми, несвободными, не имеющими собственных мыслей и решений.

В лагере главная цель вожатого - помочь каждому ребёнку раскрыть себя, перебороть себя, стать более уверенным в своих силах.

Каждый человек, даже маленький ребёнок, достоин уважения, в том числе уважения собственного мнения.

Лагерь помогает в том, чтобы дети стали самостоятельнее, т.к. именно здесь, вдали от родительской опеки, они могу проявить свою индивидуальность. Для того, чтобы поддержать порывы ребёнка к самостоятельности, вожатый должен понимать

Подробнее...

 

PostHeaderIcon Инструктаж вожатым

Отличия между воспитателем (учителем) и вожатым

Вначале я бы рассмотрел вопросы терминологии с исторической и этимологической точек зрения...
Вожатый от слова "вожак" - ведущий за собой (вести за собой - это способ действия).
Учитель от слова "учить" - человек учащий (учить - тоже способ действия).Синоним слова Педагог.
Педагог- ((др. греч.) раб, следящий за детьми) в современном понимании - человек отвечающий за образование ребенка. Педагог - это зрелый, опытный человек. Педагогам платят гораздо больше, чем вожатым!
Первое отличие Обучение и Образование
Обучение -это процесс по передачи навыков, умении от старшего поколения младшему.
Образование -(или просвещение по старо-русски) - процесс направленный на формирование современного человека (в старину: направленного на формирование человека по образу Божьему), на текущий момент - желаемому образу (образцу).
(Я просто хочу сказать, что образование и обучение не есть одно и тоже (обучение есть одна из интеграционных составляющих образования).)
Это все что касается лексической точки зрения
Следующее отличие.

Подробнее...

 

PostHeaderIcon Как не скучно ехать в автобусе

Приём и запись детей в лагерь производится в Москве, проходит это централизовано в один день. после этого детишек распределяют по автобусам и везут в лагерь. Дорога занимает обычно не меньше полутора часов. И если всё это время просто так сидеть и наблюдать в окно - весёлой она точно не покажется. Чем же можно занять это время ? Во-первых, уже по дороге в лагерь вожатый должен начинать формировать отряд. Нужно сделать так, чтобы дети почувствовали себя более раскрепощенно, не стеснялись общения как с вожатым так и друг с другом. А самое главное - на время дороги нужно придумать какое-нибудь развлечение. Впред - за дело! Вибираем командные конкурсы, которые можно провести не вставая с мест (лучше чередовать подвижные с творческими и интеллектуальными), подготавливаем какие-нибудь кричалки или шумные игры, облачаем в какую-нибудь канву (например - путешествие с приключениями) и можно начинать. Вот как однажды зимой прошло путешествие младшего отряда в снежное королевство:

Подробнее...

 

PostHeaderIcon Качества вожатого. Каким должен быть вожатый.

Качества вожатого. Каким должен быть вожатый.

 

Посредственный руководитель излагает.
Хороший – объясняет.
Выдающийся – показывает.
Великий – вдохновляет.
В. Уорд


1. Дисциплинированность и ответственность
2. Работоспособность и организованность, трудолюбие
3. Тактичность, вежливость, культура общения
4. Умение держать себя в обществе
5. Опрятность, чистоплотность, гигиенические навыки
6. Здоровье, привычка к активному образу жизни
7. Умение организовывать и проводить досуг, зажечь, увлечь
8. Разносторонняя образованность
9. Знание правовых норм, законов, прав и свобод др. людей
10. Честность, правдивость, чуткость, милосердие, гибкость
11. Знание практической психилогии, этики
12. Умение воспитывать детей, проявлять заботу
13. Уважение к администрации лагеря, к персоналу
14. Творческое отношение к деятельности в лагере
15. Настойчивость, стремление быстро и качественно выполнить поручения администрации
16. Профессиональная гордость, уважение к мастерству
17. Сознательность, вежливость, аккуратность
18. Эмоциональная устойчивость
19. Эстетическое отношение к деятельности в лагере
20. Командный дух, поддержка отряда в конкурсах
21. Инициативность, самостоятельность
22. Соблюдение демократических принципов
23. Уважение к разным национальностям, справедливое и равное отношение ко всем в отряде
24. Проницательность, умение предвидеть и предотвратить конфликт

Подробнее...

 

PostHeaderIcon Названия и девизы для отряда

Как придумать название отряда?
Известные слова песенки Капитана Врунгеля «Как Вы лодку назовёте, так она и поплывёт» можно применить и к названию отряда. Грамотно выбранное название отряда во многом может облегчить работу вожатого в течение всей смены и сделать жизнь детей в лагере более интересной. В конечном счете, выбор хорошего названия может послужить началом увлекательной игры, в которую дети будут играть до конца смены.

Придумывать название отряда лучше не на пустом месте, а отталкиваясь от какой-либо темы. Тему можно взять историческую. Например, первобытные люди, индейцы, викинги, рыцари или древние греки. Тему можно связать с профессией: космонавты, моряки, журналисты, изобретатели. Для выбора темы можно обратиться за помощью к мультфильмам и книгам: Белоснежка и семь гномов, Утиные истории, Приключения барона Мюнхгаузена. Или просто положиться на Вашу собственную фантазию.

В рамках выбранной темы можно не только придумать название отряда, но и оформить отрядную комнату, а также подготовить представление, которое отряд покажет в день открытия смены.

Подробнее...

 

PostHeaderIcon Кто же такой Вожатый?

Вожатый - профессия, которой не учат ни в одном ВУЗе, которая даже не является профессией педагогической, скорее, это некое призвание, состояние. Более того, вожатый - ключевая фигура в процессе воздействия на ребенка. Успешная работа вожатого, безусловно, зависит от индивидуальных черт, обусловленных возрастом, опытом работы, его личностными особенностями, системой ценностей и уровнем овладения педагогическими технологиями. От личности вожатого зависит и выбор методов и приемов педагогического воздействия. Вожатый по отношению к ребенку занимает особую позицию - дистанция между ними значительно короче, чем у педагогов. Вожатый - это не надзиратель, вожатый должен быть другом или подругой, сестрой или братом для тех, кому нужно прийти со своими детскими проблемами, с кем можно интересно провести время, научиться чему-то новому. Вожатый - это артист и спортсмен, литератор и историк, психолог и немного ребенок, фантазер и добрый волшебник. Вожатый - это человек, который всегда рядом с детьми, но в то же время чуть впереди. Подходит к концу лето с его отпусками, дачами, речками, пляжами и отдыхом. Дети, которые проводили свое время в летнем лагере, конечно же, многое запомнят. Запомнят они и своих вожатых, заменивших им на время отдыха практически всех.

Подробнее...

 

PostHeaderIcon Сферы ответственности вожатого детского загородного лагеря: инвариант и варианты

Нет ничего проще, чем давать советы
(кто-то из великих)

Несколько лет назад, когда каждому новому поколению педагогов-организаторов лагеря ролевых игр «Кентавр» приходилось объяснять их обязанности в шутку родилась формула — «пирожок вожатого». Пирожок вожатого это образное изображение уровней ответственности педагога, работающего с первичным детским объединением. Почему пирожок, ведь сущностно, четыре уровня ответственности больше похожи на тортик? Сейчас уже трудно вспомнить, может быть среди студентов пирожок, более актуальное явление, чем торт, может проще и без непонятных изысков.

Итак, поговорим о четырех уровнях ответственности педагога-организатора (вожатого отряда, воспитателя временного детского коллектива).

Самая нудная и достаточно непонятная для начинающих вожатых (студентов младших курсов) тема это ответственность за жизнь и здоровье детей. Серьезность этой проблемы лучше понимают люди по старше, имеющие опыт воспитания собственных чад. Для студента «жизнь и здоровье воспитанника» мало доступны для настоящего понимания. Тем не менее, факт остается фактом родители доверяют работникам загородного детского центра самое дорогое — своих детей и задача начальника детского оздоровительного лагеря, руководителя программы смены, просто взрослого педагога-воспитателя в том, чтобы важность этого первого коржа пирожка вожатого и днем и ночью пульсировала в голове наших замечательных творческих вожатиков. Мой многолетний опыт работы в качестве вожатого, воспитателя, зам. начальника лагеря позволяет мне сформулировать несколько почти пустяковых советов.

Подробнее...

 

PostHeaderIcon Коллективное Творческое Дело

Основное средство сплочения коллектива - совместная организаторская и творческая деятельность детей и взрослых. К важнейшим условиям организации жизни в отряде, является участие детей не только в общей работе, но и в её планировании, анализе и подведении итогов. Формы воспитательной работы, ориентированные на развитие фантазии и творческих способностей детей, предполагают наличие этих условий. Одна из таких форм - КТД.
Каждое коллективное творческое дело - это проявление заботы об улучшении общей жизни, иначе говоря, это система педагогических действий на общую радость и пользу. Педагогические задачи КТД вторичны. Они - следствие доброго отношения к жизни. Поэтому оно - дело.
Дело - коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается воспитанниками и воспитателями, как младшими и старшими товарищами.
Дело - творческое, потому что на каждой стадии его осуществления ведётся поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно важной практической задачи.
Целенаправленное осуществление коллективных творческих дел как системы может обеспечить реализацию воспитательных возможностей КТД.

Стадии организации КТД
Предварительная работа. На этой стадии происходит так называемая "стартовая беседа", во время которой руководитель коллектива увлекает воспитанников радостной перспективой интересного и полезного дела. Для кого? Когда? Где? С кем вместе? Главная задача взрослого - вовлечь каждого в деятельность с целью развития личности. Здесь же происходит разбивка на микрогруппы: по цветам, геометрическим фигурам, знакам Зодиака, капитанам, открыткам, отраслям наук, временам года, животным и т. д.
Планирование. Педагог предлагает участникам варианты заданий. Представители микроколлективов задают, по необходимости, уточняющие, конкретизирующие вопросы, ставят дополнительные "задачи на размышление" и т. д.
Подготовка. Участники микрогрупп создают творческие проекты в своих коллективах. При этом используют не только опыт, полученный во время коллективого планирования, но и весь опыт прежней жизни.
Проведение. Стадия проведения КТД - это итог работы работы, проделанной при его подготовке.
Подведение итогов. На этой стадии воспитатель ставит задачи для размышления (возможно, в специальных анкетах): что у вас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаете на будущее? Воспитатель побуждает детей сопоставлять мнения и предложения, уточняет вопросы, стимулирует поиск причин успехов и неудач, словом, осуществляет товарищескую заботу о том, чтобы действительно каждый воспитанник участвовал в общих размышлениях.
Последействие. Общественное мнение, выработанное на стадии коллективного подведения итогов КТД, становится содержанием шестой стадии КТД - его ближайшего последействия. Руководитель коллектива организует использование воспитанниками в различных видах деятельности опыта, накопленного при планировании, подготовке, проведении и обсуждении КТД.
Таковы внутренние связи каждого коллективного творческого дела.

Памятник пословице
Задание: Создайте памятник, который называется так:
"В споре рождается истина".
"Глаза боятся - руки делают".
"Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
"Любви все возрасты покорны!"

Письма с флота
Задание: Написать домой (друзьям, родителям и т.д.) письмо с флота, используя следующие слова:
бак, переборки, аврал, бушприт, ют;
фал, кок, бизань, клотик, гальюн, ведьма;
леер, камбуз, чумичка, фальшборт, караси;
шпигат, вотервейс, рея, отдать швартовые, лечь в дрейф;
Примечание:
Шпигат - отверстие в палубе судна для удаления воды за борт;
Вотервейс - канавка для слива воды на палубе;
Лечь в дрейф - остановиться;
Отдать швартовые - подготовиться к швартовке около причала;
Рея - поперечная балка на мачте;
Бушприт - приспособление для прикрепления косых парусов в носовой части судна;
Бак - корабельная носовая надстройка;
Переборки - стены судна;
Аврал - команда на судне, выполняемая всем или почти всем личным составом, вызываемая специальным сигналом и командой " все наверх";
Ют - кормовая надстройка судна;
Чумичка - поварёшка;
Леер - ограждение вдоль бортов, вокруг люков и т.д., а также трос для постановки некоторых парусов;
Фальшборт - продолжение бортовой обшивки судна выше верхней палубы;
Камбуз - столовая;
Караси - носки;
Фал - трос для подъёма парусов;
Бизань - кормовая мачта;
Кок - повар;
Гальюн - туалет;
Клотик - самая верхняя часть судна, представляет собой деревянную или металлическую деталь закругленной формы;
Ведьма - тряпка.


Музей вредных привычек
Задание: Представьте, что Вы попали в музей. Это особенный музей. Расскажите, инсценируйте то, что Вы видели в залах.
Зал ссор между мальчиками и девочками.
Зал хамства.
Зал грязнуль.
Зал плакс.

Памятник литературному герою
Задание: Создать памятник литературному герою и произнести речь в честь его открытия.
Памятник первому представителю Красного Креста (Айболиту);
Памятник первому организатору спортивных соревнований с нечистой силой (Балде);
Памятник первому собирателю утиль - сырья (Плюшкину);
Памятник первому активисту ОСВОДа (деду Мазаю).

Ах, реклама!
Задание: Вы устраиваетесь на работу. Принять Вас на работу смогут при одном условии: необходимо защитить, доказать значимость следующей продукции:
шила,
швабры,
противогазы,
трёхлитровые банки,
зубочистки.


Академия весёлых наук
Задание: Вы - студенты различных институтов. Вам необходимо составить доклад.
Тема доклада: "Сила есть - ума не надо" (институт физической культуры).
Тема доклада: "Если долго мучиться, что-нибудь получится" (педагогический институт).
Тема доклада: "Семь раз отмерь - один отрежь" (медицинский институт).
Тема доклада: "Тише едешь, дальше будешь" (институт машиностроения).
Тема доклада: "Чем дальше в лес, тем третий лишний" (институт гармонического развития).
Тема доклада: "Гусь свинье не товарищ" (институт сельского хозяйства).

Гороскоп
Задание: Составить гороскоп для следующих сказочных героев:
Карлсона,
Красной Шапочки,
Баба - Яги,
Крокодила Гены,
Дюймовочки,
Мальвины,
Чебурашки,
Буратино.


Репка
Задание: Инсценировать сказку " Репка" при этом используя следующую терминологию:
юридическую,
политическую,
спортивную,
педагогическую,
медицинскую.

Ехали мы, ехали
Задание: Вы едите в "Звёздный". Необходимо нарисовать плакат, и написать письмо домой на тему.
"Мы едем, едем, едем…"
"Как родная меня мать провожала!"
"Океанские грёзы"
"Голубой вагон бежит, качается…"
"Здравствуйте, это мы!"

Придумай, расскажи
Задание: Инсценировать разговор героев:
100 долларов и одной копейки,
золотой серьги и дырявого носка,
ржавого гвоздя и каблука,
грязной тарелки и туалетного мыла,
старой газеты и рубанка.


Новый календарь
Сегодня мы пользуемся календарём, который к нам пришёл из Древнего Рима. В этом календаре большинство названий месяцев - это всего-навсего порядковые числительные. Так, "сентябрь", обозначает "седьмой", а "декабрь" - "десятый" (год у римлян начинался с 1 марта). Но ведь это очень скучно!
Задание: Придумать новое, красивое название для месяцев:
январь,
март,
июнь,
сентябрь,
ноябрь,
апрель.

Волшебная закладка
Задание: Изготовьте закладку, которая была бы похожа на волшебный предмет из сказок:
перо Жар-птицы,
волшебная палочка,
аленький цветочек,
волшебная стрела,
золотой ключик.

Утренняя зарядка
Задание: Придумать комплекс из 10 упражнений для тематической зарядки:
морская зарядка,
пожарницкая зарядка,
кухонная зарядка,
строительная зарядка,
космическая зарядка.


Животные с планеты Бам-с
На планете Бам-с очень плохие метеорологические условия. Там каждый день с неба падают метеориты, или попросту, камни. Поэтому все животные на этой планете имеют панцирь, совсем как наши черепахи.
Задание: Попробуйте с помощью пластилина и скорлупы грецкого ореха сделать фигурки животных с планеты Бам-с. А назывались эти животные так:
ханурик однорогий,
сюсипусик гребешковый,
манмарончик клыкастый,
лямурик длиннохвостый,
каробясик игольчатый.

Цветочный ковёр
Задание: Составить композицию из цветов, растений.
"Вечерняя заря в пучине догорала".
"Мороз и солнце: день чудесный!"
"Роняет лес багряный свой убор".
"Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя".
"На море синее вечерний пал туман".


Мужественные коллекционеры
Задание: Инсценируйте ситуацию, в которой коллекционер героическими усилиями спасает свою коллекцию. Покажите с помощью пантомимы:
Собирателя кактусов, когда в квартире среди зимы отключат центральное отопление.
Любителя аквариумных рыбок, когда в его самый большой аквариум со шкафа свалится кошка.
Собирателя марок, когда от сильнейшего порыва ветра все марки разлетятся по квартире.
Хозяина террариума, когда его пауки расползутся по дому.
Собирателя картин, когда в его квартиру протечёт вода от соседей сверху.

Правила поведения
Задание: Сочините правила поведения для человека, оказавшегося в необычайном месте, например:
в собачей конуре;
на летающей тарелке;
на мачте Останкинской телебашни;
на айсберге;
в берлоге медведя.


Новый Архимед
Как известно, Архимед, великий учёный древности, прославился тем, что измерил объём короны сиракузского царя, погрузив её в ванну. Это было гениально простое решение труднейшей задачи. С тех пор про всех учёных, сумевших найти простое решение сверхсложной проблемы, говорят, что они - наследники славы Архимеда. Проверьте, а вдруг вы тоже достойны этого звания? А для этого…
Задание: Найдите решение следующей актуальнейшей проблемы:
Как определить возраст кошки?
Как измерить вес облака?
Как определить количество мяса в котлете?
Как измерить температуру тела таракана?
Как определить численность муравьёв в муравейнике?

Картина из отпечатков пальцев
Задание: Поставьте на листе бумаги столько отпечатков, чтобы получился сюжет на следующую тему:
"Моя семья";
"Моя квартира";
"Мой автомобиль";
"Моя дача";
"Мои любимые домашние животные";


Современная былина
Задание: Сочините эпическое произведение о современных героях. Названия даны следующие:
"О том, как Стивен Сигал (шеф - повар Кейси Рай бок) освободил от врагов крейсер " Миссури";
"О том, как Сильвестр Сталлоне (Рембо) спас товарищей из вражеского плена";
"О том, как Чак Норрис ( Крутой Уокер) победил всех злодеев в Техасе";
"О том, как Брюс Уиллис (полицейский Джон Маклейн) разгромил банду громителей - террористов";
"О том, как Жан - Клод Ван Дамм (Кикбоксёр) отомстил за своего брата".


Озвученная картина
Задание: Попробуйте "озвучить" некоторые картины, причём сначала замрите, как персонажи на полотне, а затем побеседуйте между собой на тему, актуальную для героев картины:
"Запорожцы" И. Е. Репина;
"Охотники на привале" В. Г. Перова;
"Отдых после боя" Ю. М. Непринцева;
"Опять двойка" Ф. П. Решетникова;
"Выступление В. И. Ленина на III съезде комсомола" Б. В. Иогансона.

Новые специальности в ВУЗах
Задание: Подумайте и решите, какие обязательные предметы (около 10) должен изучить студент, поступивший на новый факультет.
факультет ореходробительного оборудования;
барханостроительный факультет;
факультет дегустации кисломолочной продукции;
паутинопрядильный факультет;
факультет бамбукообработки.


Танцующие пальцы
Задание: Танцевальные пары (средние и указательные пальцы рук) исполняют:
польку,
танго,
чарльстон,
румбу,
шейк.

Цвет
Задание: Изобразить следующие цвета, используя искусство пантомимы:
белый,
жёлтый,
красный,
зелёный,
чёрный.


*** - Нельзя указывать на заданный цвет в одежде или в окружающей обстановке. Показывать нужно через ассоциативные образы.

 
Еще статьи...
Друзья