Новые санитарные правила для школ, которые вступили в силу с 1 сентября 2011 г., официально опубликованы в Российской газете.
Полное название документа звучит так: Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
Весьма подробно в нем изложены рекомендации ко всем сторонам школьной жизни — к зданию школы, помещениям, прилегающей территории, и к условиям и режиму обучения. В документе можно ознакомиться и получить детальную инструкцию по самыми разными вопросам, например, унитазы положено чистить ершами или щетками, маркеры подбирать контрастных цветов, а сверлильный станок – устанавливать на специальном фундаменте.
Для нас важно, что в новом СанПиН делается упор на сохранение здоровья детей. Не секрет, что пребывание в школе не улучшает состояния здоровья детей. Однако новая инструкция нацелена на то, чтобы изменить эту ситуацию.
Особое внимание в СанПиН уделяется решению трех проблем состояния здоровья детей и подростков: нарушение осанки, ослабление зрения и гиподинамия. В частности, целый раздел посвящен рекомендациям по воспитанию и формированию правильной рабочей позы у обучающихся. Вновь рекомендовано использовать парты с наклоном рабочей поверхности 7-15 градусов (в 1980-х вместо таких парт были установлены горизонтальные столы, и сейчас никто не может назвать вразумительных причин замены).
После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз, а в конце урока — физические упражнения для профилактики общего утомления (причем комплексы упражнений прилагаются). В середине учебного дня рекомендуется организация динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут.
Очень важно, что в документе признано: ребенок – это не только субъект обучения, но и живое существо, у которого есть потребность двигаться. Поэтому «примерное» поведение для него – это вовсе не сидеть целыми днями, сложа ручки, соблюдая тишину и решая примеры.
Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3 уроков физической культуры в неделю, предусмотренных в объеме максимально допустимой недельной нагрузки. Заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается.
Для увеличения двигательной активности обучающихся рекомендуется в учебные планы для обучающихся включать предметы двигательно-активного характера (хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм).
Двигательная активность обучающихся помимо уроков физической культуры в образовательном процессе может обеспечиваться за счет:
— физкультминуток в соответствии с рекомендуемым комплексом упражнений (приложение 4);
— организованных подвижных игр на переменах;
— спортивного часа для детей, посещающих группу продленного дня;
— внеклассных спортивных занятий и соревнований, общешкольных спортивных мероприятий, дней здоровья;
— самостоятельных занятий физической культурой в секциях и клубах.
Нормативы предписывают снизить учебную нагрузку, чтобы высвободить для ребенка личное время. Ограничен максимальный объем учебной нагрузки в течение дня (для старшеклассников – не более 7 уроков). Начинать первый урок рекомендовано не ранее 8 часов утра. Никаких нулевых уроков. Выполнение домашнего задания не должно превышать (в астрономических часах): во 2-3 классах — 1,5 часов, в 4-5 классах — 2 часов, в 6-8 классах — 2,5 часов, в 9-11 классах — до 3,5 часов. На наш взгляд даже и это – много. Это как если бы взрослый человек 8 часов в день тратил бы на работу в офисе, а потом брал бы еще и задание домой – часов на пять. Причем работал бы так не месяц-два, а всю жизнь.
В целом новые стандарты предписывают окружить детей заботой и добротой, добавив при этом хлопот учителям, администраторам и родителям. Остается надеяться, что эти меры сделают подрастающее поколение здоровее и веселее.