Дистанционные олимпиады по информатике и математике

Дистанционные олимпиады по различным предметам школьной программы проводятся в сети интернет с 2008 года. За прошедшее время среди преподавателей сформировался довольно слаженный процесс подведения учеников к этим олимпиадам, благодаря которому, их результаты находятся на довольно высоком уровне.

Если рассматривать олимпиады по информатике, то тут все довольно обычно. Чего не скажешь об олимпиадах по математике. На них обычно представлен целый веер задач, разные их типы и стили. На стандартных школьных уроках, мы не научились решать все эти типы задач. Дело в том, что метапредметные цели при подготовке к олимпиадам не до конца сформулированы, не использованы все приемы умственной деятельности. В реальной ситуации при решении конкретных заданий ученики должны будут анализировать, они должны будут классифицировать, например, квадратные уравнения, будет сразу видно, где будет использоваться методы и приемы обобщения от конкретных примеров квадратных уравнений, к обобщенному виду буквенной формы приведенного квадратного уравнения.

При подготовке к дистанционным олимпиадам любой ученик под опекой учителя учится ставить цели исследования, выдвигать гипотезы, самому представлять формулировки изучаемых теорем, пользоваться представлять информацию в символической форме или в табличных формах таблицы, заполнять таблицу. На первый план сразу же выходят не такие заметные ранее личностные результаты. Происходит формирование мотивации, развитие интереса к предмету, открытие новых знаний, самостоятельно участие в формулировках гипотез и исследований.

Далее следует привести примерный план типичного подготовительного урока для дистанционных олимпиад по информатике или математике.

Начинается урок зачастую с самостоятельной работы, математического диктанта, самостоятельной работы по мотивам домашнего задания. Домашнее задание ориентирует ребенка на то, что будет учитель спрашивать на следующем уроке. Если ученик хочет получить хорошую отметку, он посмотрит это домашнее задание, и, если возникнут трудности при выполнении, ему в этом вопросе поможет раздел в учебнике, ответы, советы решения и рабочая тетрадь, где дана планы, образцы решения и диск, где также оказана помощь в решении некоторых задач. Домашнее задание дается для того, чтобы создать базу для усвоения нового, чтобы более успешным было изучение нового материала на следующем уроке.

После этого начинается актуализация знаний. Актуализация — это создание базы для изучения более сложного нового материала. Олимпиадные задания по информатике как раз и относятся к такому типу сложных заданий. Здесь используется прием умственной деятельности, при котором можно сказать об определенных логических результатах подготовки к олимпиадам. Ребенок в данном случае научится классифицировать полученные знания, что поможет ему в дальнейшем с легкостью решить любое олимпиадное задание. Олимпиада по информатике также не вызовет у него особых трудностей.